Защита картера 

Назначение защиты картера.

Двигатель — сердце автомобиля. Оно может остановиться не только из-за плохого качества масла, бензина, загрязнения фильтров, но и простого механического повреждения. Учитывая состояние наших дорог, от этого никто из российских автолюбителей не застрахован. Причиной повреждения картера двигателя могут быть и дефекты дороги, и различные посторонние предметы, одним словом, все что угодно: булыжник, яма, открытая крышка колодца, зимой — сугробы на неочищенных дорогах и т. д. и т. п. Не заметил какой-нибудь камень — двигатель получил снизу пробоину, и масло вытекло на дорогу. От этого всего и спасает защита картера, актуальная не только для новых, но и уже повидавших виды автомобилей. Кроме того, грамотно спроектированная и качественно изготовленная защита картера, является элементом пассивной безопасности автомобиля, существенно сокращает количество грязи и воды попадающей под капот, тем самым продлевая жизнь приводным ремням и электрооборудованию.

Материалы, применяемые при изготовлении защит.

Металлы:

Композитные материалы:

Здесь же надо отметить, что в стандартной комплектации нового автомобиля, поступающего с завода, часто присутствует пластиковый пыльник под моторным отсеком, который также иногда называют защитой. По сути, это неверно, так как пыльник защищает моторный отсек только от грязи и воды. Уберечь картер от повреждений при встрече с твердым предметом он не в состоянии. Более того, он сам может быть достаточно легко поврежден. Особенно это актуально зимой, когда пластик от мороза становится очень ломким, а вероятность наезда на препятствие, невидимое под снегом, достаточна высокой.

Металлы.

Сталь. Наиболее распространённым материалом для производства защит картера является сталь толщиной 2 мм. Этот материал хорошо зарекомендовал себя, и в большинстве случаев способен защитить картер от нежелательной встречи с препятствием. К плюсам применения защит из 2-мм стали следует отнести ее достаточную жесткость, невысокую стоимость и ремонтопригодность — сталь такой толщины легко поддается рихтовке. Стальная защита выдерживает наезд на острые и твердые предметы, принимая удар на себя, не деформирует кузовные элементы; а пластичность стали позволяет штамповать дополнительные ребра жесткости. К минусам — подверженность коррозии, несмотря на любое покрытие. На срок службы защиты влияет стиль езды, качество дорог, регион эксплуатации и т. д. В среднем, при неповрежденном покрытии защиты, он составляет — 3–4 года. Вес изделия обычно порядка 8–12 кг. Кстати, оригинальные защиты, которые предлагают ведущие мировые автопроизводители — AUDI, BMW, MB, VW, изготавливаются только из стали.

Обобщая, можно сказать, что стальные 2-мм защиты — это оптимальный вариант, который подходит для большинства автолюбителей по соотношению цена-качество, при обычных условиях эксплуатации автомобиля.

Усиленные стальные защиты из 3-мм стали, как правило, разрабатываются для внедорожников. Это связано, в первую очередь, с весом автомобиля и соответственно большей энергией удара о препятствие. Такие защиты целесообразно использовать:

на автомобилях с большой массой;

на автомобилях, которые часто используются в сложных дорожных условиях, когда от защиты требуется соответствовать повышенным требованиям по жесткости (высокий риск контакта днища автомобиля с препятствием).

В остальном, защиты из 3-мм стали сохраняют все плюсы и минусы 2-х миллиметровых. При этом они несколько дороже и тяжелее, восстанавливать их форму после столкновения сложнее.

Алюминий. Защиты из алюминия имеют ряд преимуществ и недостатков по сравнению со стальными. Алюминиевая защита стоит в 3–4 раза дороже стальной. В первую очередь это определяется стоимостью самого материала. Вес защиты изготовленной из алюминия может оказаться даже больше, чем аналогичной стальной. Это связано с тем, что для изготовления алюминиевых защит применяют 5-мм алюминий. Если сравнить вес алюминиевого листа толщиной 5 мм размером 1?1 метр и такого же из 2-мм стали, то он будет примерно равный. При этом защиты из алюминия часто по площади больше стальных (это возможно за счет жесткости материала), соответственно, вес алюминиевой защиты может быть больше, чем стальной. Тем не менее, применение алюминия весьма актуально для спортивных автомобилей. Жесткость алюминия позволяет изготовить защиту большой площади из одного листа материала. Это удобно, когда защиту нужно быстро снять для доступа к двигателю и так же быстро установить.

Вторая причина — алюминий не дает искры при контакте с препятствием (удары защиты об асфальт при прыжках) и не может стать причиной возгорания автомобиля.

Также подобные защиты находят широкое применение на автомобилях с кузовом, полностью изготовленным из алюминия. Ярким примером таких автомобилей является Audi ТТ.

Приобретая алюминиевую защиту, следует помнить, что в городской среде он активно окисляется. Впрочем, в основном изменения касаются внешнего вида, служит алюминиевая защита значительно дольше, чем стальная.

Нержавеющая сталь, как правило, применяется для изготовления видовых защит. Обрабатывать этот материал сложнее, чем обычную сталь, что естественно сказывается на стоимости изделия. В среднем такие защиты стоят в 2–3

раза дороже стальных. Основными преимуществами являются:

защищенность от коррозии;

презентабельный внешний вид нержавейки. Это актуально для автомобилей, на которых защита видна из-под бампера (в основном джипы).

В качестве компромиссного варианта иногда изготавливают стальные защиты с накладкой из нержавейки на переднюю часть. Это позволяет получить привлекательный внешний вид за меньшие расходы.

Титан. Титан намного прочнее стали, обладает легкостью алюминия и при этом почти не подвержен окислению. Это практически идеальный материал для изготовления защиты, но стоимость делает его нерентабельным для использования в серийном производстве, поэтому титановые защиты изготавливаются в единичных экземплярах только на заказ.

Композитные материалы.

Для начала следует сказать несколько слов о технологиях производства защит из композитных материалов.

Технология изготовления композитной защиты предполагает использование нескольких слоев армирующего материала (стеклоткани, углеткани или кевлара) соединенных между собой с помощью смолы. Требуемая для защиты картера жесткость достигается использованием 5 — 6 слоев. При соблюдении технологии производства композитные материалы обладают высокой прочностью. К слову, высокотехнологичные углепластики применяются в космической промышленности, при создании болидов Формулы 1, в производстве профессионального спортивного снаряжения. При нарушениях технологии защита будет ломаться, протираться, а при нагреве от двигателя смола может выделять токсичные вещества.

Для примера, стоимость одного листа углеткани составляет около 30 $. Вы легко можете сами посчитать минимальную стоимость подобного изделия, умножив эту цифру на количество слоев, и прибавив стоимость изготовления.

Кевлар сравним по прочности с углепластиком, но является еще более дорогостоящим материалом. Стоимость настоящей кевларовой защиты, изготовленной с соблюдением технологических требований, составляет несколько тысяч долларов.

Таким образом, к плюсам защит из композитных материалов можно отнести хорошие прочностные характеристики при соблюдении технологии производства, отсутствие проблем с коррозией и возможность изготовить защиту сложной формы, повторяющей геометрию моторного пространства. Минусы — высокая цена (при соблюдении технологии) и более трудоемкий по сравнению со сталью ремонт. Также большую сложность составляет контроль соблюдения технологических требований, при производстве данных защит, что приводит к большому количеству брака, который не всегда легко определить при покупке.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Защита картера должна крепиться только к силовым элементам кузова — лонжеронам, подрамнику двигателя, поперечной балке подвески или швартовочным проушинам, а не к слабой поперечине под радиатором.

Защита тем прочнее и жестче, чем больше ребер жесткости она имеет и больше их глубина. Лучший вариант — защита с глубоким рельефом по всей поверхности, отформованная в индивидуальном штампе.

Защита должна быть изготовлена из цельного листа. Прочность и жесткость защит, сваренных из нескольких отрезков листа точечной сваркой, весьма сомнительна.

Должна обеспечиваться прочность и жесткость лапок и кронштейнов, которыми защита крепится к кузову. Если защита спереди навешивается на швартовочные проушины автомобиля, она должна крепиться к ним через жесткий поперечный элемент — трубу круглого или прямоугольного сечения.

Для определения жесткости защиты картера положите ее на землю выгибом вверх и наступите на нее. Надежная защита под весом 80–90 кг прогнется не более чем на 20–25 мм. Если прогиб оказался больше, это пыльник. При этом части защиты не должны сломаться или потерять устойчивость.

Защита не должна препятствовать работе средств безопасности автомобиля во время аварии — уходу двигателя вниз при лобовом ударе. Для этого защита обязана иметь продольный профиль с прогибом вниз.